Блог Ирины Степановой

Что такое самостоятельное засыпание, и зачем оно нужно

Эта статья для родителей, которые только столкнулись с непониманием, почему ребёнок так спит, нормально ли это, зачем нужно самостоятельное засыпание, и кто такие консультанты по сну. Давайте разбираться с самого начала.
Итак, специалист по сну может предложить вам научить ребёнка самостоятельному засыпанию, если качество сна малыша не удовлетворяет вас.

Например, ребёнок засыпает только на груди, только на укачиваниях (соске, бутылочке, при совместном сне и т.п.) и далее в течении сна ему требуется помощь, чтобы соединить циклы сна.
Чтобы разобраться, сначала сравните то, как засыпает взрослый человек и как засыпает ребёнок. Взрослому не нужна грудь во рту, не нужны покачивания. А ребенку часто нужны.
Первое популярное заблуждение “ это потому что он не дозрел”. Нет, друзья, он не научился.
Это принципиально важно понимать. И до тех пор, пока ребёнок не научился засыпать сам - ему требуется некий внешний объект, который его в этот сон погрузит. Внешним объектом может быть что угодно - грудь, соска, бутылочка, движение коляски, машины, наличие мамы рядом, пошикивания и т.п.

Этот внешний объект принято называть “ассоциацией с засыпанием”.
Давайте начнем с того, что в самом засыпании на груди нет ничего страшного и ненормального. Для многих родителей это удобно и легко. С совместным сном так же - если вам удобно, если сон организован безопасно (об этом напишу отдельную статью), и если совместный сон не затянут- то он может быть удобным выходом для всех.
Подытожим - в ассоциации нет ничего плохого. Большой процент детей из тех, кто засыпает с помощью внешнего инструмента вполне способны спать довольно консолидировано - продлевать дневной сон без возобновления помощи, ночью просыпаться адекватное для текущего возраста количество раз. Таких детей примерно до 70 процентов.
Но не менее 30 процентов детей (а по некоторым оценкам - до 50 процентов) настолько прикипели к той самой ассоциации, что она становится необходимой не только при изначальном засыпании, но ещё и несколько раз в течение ночи.
Откуда берутся эти пробуждения?
Они абсолютно физиологичны. Все люди на земле испытывают микропробуждения между циклами сна. Мозг прерывает сон буквально на секунды, и мы в норме засыпаем дальше, продолжаем свой сон.

Что происходит с ребёнком, у которого ассоциация стала негативной? Он не может продлить свой сон без возобновления этой ассоциации - без того самого внешнего инструмента, с которым он так плотно связал свое засыпание.
Поэтому ни плотное кормление перед сном, ни увеличение нагрузки, ни купание в каких-то травах, ни обезболивание болезненной дентации - те инструменты, которые часто пробуют мамы - просто не работают.
Что делать?
Научить ребенка спать без этой самой ассоциации. Научить в буквальном смысле засыпать без ориентации на этот внешний инструмент. При правильном формировании этого навыка ребёнок будет использовать его не только на засыпание, но и на продление своего сна. Это и есть то самое самостоятельное засыпание.
Самостоятельно засыпание может или быть полным или не полным (так называемое недоработанное СЗ). Неполное сз - это по своей сути и не СЗ вовсе, а скорее замена той самой ГЛАВНОЙ ассоциации на другую. Например - раньше малыш засыпал при совместном сне на груди. А теперь мама научила засыпать при совместном сне, но уже без груди - под поглаживания или похлопывания.

Да, иногда бывает так, что при замене той самой, “тяжелой артиллерии” на другой способ количество пробуждений уменьшается. В подавляющем большинстве случаев так происходит у “благополучного “ процента детей - то есть это те самые 50-70 процентов детей, у который ассоциация не стала настолько деструктивной.
Всем ли подойдет такой вариант?
Увы, нет. Дети, у которых ассоциация стала негативной, продолжат просыпаться, но теперь им потребуется их новая ассоциация - к которой и приучили (например, укачивали вместо кормления, давали бутылочку вместо груди, похлопывают вместо ношения на руках и так далее).
Иными словами, одну проблему заменили на другую. Выход из этой ситуации тот же - обучение самостоятельному засыпанию, при котором ребёнок ориентируется не на внешний объект, а использует своё тело, своё собственное расслабление для погружения в сон. Для этого навыка не нужно какое-то особенное дозревание. Давно доказано, что к такому навыку головной мозг готов примерно с 4х месячного возраста.
Детский сон